Путешествия

Поездка на Байкал. Часть 2 — Байкальский музей и Тальцы

На следующий день мы позавтракали и вместе с остальными членами нашей группы погрузились в автобус. Первая цель нашего сегодняшнего маршрута — Байкальский музей в посёлке Листвянка. Немного не доехав до него, мы остановились посмотреть на то место, где река Ангара вытекает из Байкала. Исток Ангары — самый большой исток в мире, и он никогда не замерзает за счёт более тёплых, нежели поверхностные, глубинных вод Байкала.

Дальше нам не сильно удалось проехать, т. к. автобус сломался. Последние два-три километра до музея мы шли пешком. Наш поход несколько затрудняло то, что не было предусмотрено отдельной тропы и идти приходилось по обочине дороги очень осторожно, чтобы не подцепить в траве клеща и при этом не попасть под несущиеся машины. Вся группа, несмотря на наличие людей в возрасте, стойко переносила трудности похода. Вся, за исключением жителя солнечных Канн (да, среди нас был и француз). Как мне показалось, не то, чтобы он ленился идти, скорее, был недоволен тем, что услуга была обещана, но не оказана. Идти вдоль дороги, когда рядом ездили машины, пришлось минут 40, пока, наконец, мы не увидели впереди долгожданный Байкальский музей: довольно крупное двухэтажное здание.

Исток Ангары

В Байкальском музее

Мы зашли внутрь (билеты на нас уже взяли) и поднялись на второй этаж. В просторной комнате стоял большой прямоугольный стол, на котором находились компьютеры и микроскопы. Приятная женщина-экскурсовод рассказала нам про обитателей Байкала, большая часть которых — эндемики (т.е. обитающие только в Байкале), а также показала видео про них. Самых мелких представителей флоры и фауны мы могли наблюдать под микроскопом (образцы стояли тут же). Нам рассказали, почему вода Байкала такая прозрачная. Оказывается, в озере обитают крохотные, около 1,5 мм, рачки, которые называются эпишура. Они съедают все, что попадает в Байкал (разумеется, только съедобное), и таким образом являются природным фильтром. Экскурсовод рассказала, что один исследователь провел опыт — опустил в воды Байкала тушу животного на тросе, а через несколько дней достал хорошо отполированный скелет. Также эпишура является кормом для знаменитого байкальского омуля (про эту рыбу наслышалась от коллег еще до поездки, очень просили привезти парочку) и голомянок (излюбленный корм нерп).

Далее, в специально оборудованном помещении, мы совершили виртуальное погружение на дно Байкала, самого глубокого озера мира. Его глубина составляет 1 637 метров. В комнате, похожей на подводную лодку, было несколько экранов-иллюминаторов. С помощью видеоматериалов, показываемых на экранах, создавался эффект погружения. Можно было наблюдать, на какой глубине живет тот или иной обитатель Байкала. Разумеется, не обошлось и без нерп. Мы узнали, что эти удивительные создания могут находиться под водой около часа и заплывать на глубину до 400 метров. Нерпа является единственным млекопитающим Байкала, взрослые особи достигают длины практически в два метра и веса в 130 кг.

После «погружения» нас встретила еще одна женщина-экскурсовод и мы отправились смотреть различные экспозиции. Часть из них была посвящена происхождению озера. Байкальская впадина начала формироваться примерно 20-25 миллионов лет назад и происходит это до сих пор за счет частых землетрясений. Экскурсовод сказала, что землетрясения 1-2 балла наблюдаются почти каждый день, и даже сегодня специальный прибор зарегистрировал слабые колебания. А вот сильные землетрясения случаются не часто. И нам повезло – за время нашей поездки мы ни одного не застали. До поездки на Байкал я изучала этот вопрос и прочитала, что сильнейшее землетрясение, достигающее 10 баллов в эпицентре, произошло во второй половине 19 века. Тогда было затоплено более 600 домов и юрт.

Нерпа

Посмотрели мы и на скульптуры представителей животного и растительного мира Байкала. Но самое интересное в музее, на мой взгляд — это аквариумы. 9 крупных аквариумов, наполненных байкальской водой, для создания их жителям благоприятной среды обитания. Вот тут-то мы посмотрели на живого омуля, бычков, осётра. Были в аквариумах и две нерпы! Эти милые создания напомнили мне торпеды —  толстенькие, круглые, практически без шеи, с маленькими плавничками, безумно подвижные (мне так и не удалось сделать ни одной четкой фотографии). Сразу видно, что питаются нерпы очень хорошо. За кормлением животных можно наблюдать в определенные часы, но к моменту нашего осмотра нерпы уже были сытые. Хотелось бы отметить женщину-экскурсовода, которая показывала нам экспозиции и аквариумы. Я и раньше слышала интересные рассказы, была на профессиональных экскурсиях, но такую искреннюю любовь к работе видела впервые!

Около музея я приобрела себе маленькую белую игрушку-нерпу. На самом деле, такой цвет эти животные имеют только в первый месяц своей жизни, в марте. Далее они приобретают привычный нам окрас. Есть у музея дендропарк, представляющий собой территорию в 4 га с уникальными растениями. Для прогулок парк оборудован специальными дорожкам с перилами. Также есть смотровые площадки, с которых открываются великолепные виды на озеро.

Время, отведенное на посещение музея, заканчивается, и нас забирает автобус. Но едем мы на нем только до Иркутска, где пересаживаемся в минивен, а наш автобус направляется в ремонт. После этого долгожданный обед в придорожном кафе: кушаем сытно, много, но очень быстро, так как отстаём от графика.

Этнографичекий музей «Тальцы»

Церковь в этнографическом музее в Тальцах
Церковь в Тальцах

Следующий пункт назначения — Тальцы — музей под открытым небом. Он располагается примерно в пятидесяти километрах от Иркутска, на берегу реки Ангары. Музей архитектурно-этнографический, представляющий собой деревянные постройки сибирских деревень. Здесь можно увидеть и бурятскую юрту, и эвенкийский чум, и крестьянскую усадьбу. Внутри каждого домика сидит экскурсовод в национальном костюме того народа, который представляет экспозиция. Есть в музее мельница, амбар для хранения припасов и Илимский острог. В одной избушке есть коллекция старинных монет, в другой можно купить мед. Мое внимание привлекла кузница. Желающие (а мы к ним относилась) могли почувствовать себя в роли кузнеца и выковать монетку. В итоге я стала счастливым обладателем одного «куя». В Тальцах часто проводятся всевозможные праздники. Вот и сегодня мы застали свадьбу, из-за этого события часть домиков была закрыта.

Заезд в гостиницу

После музея «Тальцы» автобус повез нас в гостиницу под городом Байкальск. Наш номер был просторный, двухэтажный, обшит деревом. На первом этаже находился санузел, шкаф для одежды и диван, на втором была кровать и телевизор с тумбой. В тумбе мы обнаружили видео-диски, чему были необычайно рады, так как гостиница находится в пригороде и занять вечера было особо нечем.

Юрта в Тальцах

После довольно вкусного ужина нас отвезли к горнолыжному курорту, рассказали, что зимой сюда приезжает довольно много туристов. А вот летом можно прокатиться на кресельном подъемнике — с высоты полюбоваться окрестностями. К сожалению, нам это так и не удалось сделать, так как подъемник работает до пяти часов, у нас же все время до вечера было занято экскурсиями.

Побережье Байкала

Город Байкальск

Нам показали, где в Байкальске центр, остановки такси, сувенирные магазинчики, рынок. Сам городок небольшой, с населением около 13 тысяч человек. Еще несколько лет назад на его территории действовал Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат (сам Байкальск был основан для строителей БЦБК), но промышленное предприятие сильно загрязняло воды озера и было принято решение о его закрытии. Тысячи людей остались без работы, молодежь потихоньку покидает город. Оставшиеся жители выживают как могут, в основном, за счет туризма. Некоторые, особо предприимчивые, летом занимаются выращиванием и продажей клубники, в том числе заграницу. При нескольких участках и, обладая высокой работоспособностью, доходы могут достигать полумиллиона рублей за сезон.

Как стемнело, нас привезли к берегу Байкала к вечернему костру. Владельцы турфирмы угощали нас чаем из сибирских трав и вкусными печеньками, а также рассказывали про свой город. Наконец мы все перезнакомились. Как я уже писала, в группе было тринадцать человек. Мы с мужем самые молодые, не считая девочки лет 13-14, которая приехала с отцом из Санкт-Петербурга. Также в нашей группе были уже упоминавшийся француз лет сорока с московской подругой, пожилая пара с Урала и две женщины в возрасте оттуда же, была женщина, приехавшая со Ставрополя. Еще была одна пара примерно пятидесяти лет, но я уже не помню, откуда они. Все довольно бодрые, с юмором, под конец нашего отпуска стали почти родными.

Полный приключениями день, а также легкий дождик, сделали свое дело: уставшие, но довольные, мы отправились в гостиницу. Продолжение следует…

Другие части истории

Rating: 5.0/5. From 3 votes.
Please wait...
Voting is currently disabled, data maintenance in progress.
Тэги : БайкалЛиствянкамузеинерпаРоссияСибирьТальцыэтнография
Lady Charmed

Автор Lady Charmed

Я люблю путешествовать, делиться собственным опытом и впечатлениями. Обожаю орхидеи и воздушные шарики.
Subscribe
Уведомлять о:
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x